Досудебный (претензионный) порядок защиты прав потребителей
Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) предусматривает два альтернативных варианта защиты прав потребителей (граждан): досудебную защиту, т.е. претензионное производство, и судебное (исковое) производство.
Досудебный порядок позволяет сторонам спора самостоятельно, оперативно и без дополнительных расходов (оплата услуг представителя, проведение судебной экспертизы и др.) урегулировать возникшие разногласия, а продавца (изготовителя, исполнителя) - добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право.
Претензия оформляется в произвольной письменной форме и подаётся на имя продавца (исполнителя, изготовителя) в 2 экземплярах. Претензия должна содержать суть предъявляемых требований и предложение их добровольного удовлетворения и факт отказа удовлетворения устных требований.
Так согласно ст. 18 Закона о правах потребителя потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Более того, при этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В противном случае потребитель оставляет за собой право обратиться в суд и требовать кроме защиты его права возмещения материального и морального вреда. Стоит отметить, что в соответствии со статьями 202 и 203 Гражданского кодекса РФ предъявление гражданином-потребителем претензии не является основанием приостановления или прерывания течения исковой давности.
Претензия, подписанная заявителем с приложением документов по существу претензии передается адресату. На втором экземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом. Письмо также может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату и с описью вложения.
Таким образом, предъявление претензии, хотя и не является обязательным по большинству дел о защите прав потребителей, но представляется наиболее целесообразным и рациональным вариантом досудебного урегулирования споров. Претензионный порядок предоставляет возможность конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент, начала отсчёта срока удовлетворения требований потребителя.
Разъяснение подготовил:
Помощник прокурора Валдайского района
Вавилина Д.А.